Зачем покупать то, что можно взять в аренду? На этом принципе разумного потребления давно строится жизнь в западноевропейских странах. Чем не идея для бизнеса? Вот три примера.
Тест-драйв развлечений
Компания GagaGames создана группой единомышленников, страстно увлеченных настольными играми. Один из них привез из Франции "Каркассон", потому что найти эту игру в родном Санкт-Петербурге так и не удалось. Посовещавшись, решили, что петербуржцы обязательно заинтересуются играми, надо только показать им, что это такое и как в них играют. Так возник проект по продаже и аренде настольных игр.
"Мы закупаем и продаем только то, что нравится нам самим", — говорит коммерческий директор компании Кирилл Ким. Ассортимент за три года вырос с 30 позиций до 2000. Основатели компании следят за новинками, постоянно изучают рынок, приобретают и тестируют недавно вышедшие игры, чтобы понять, могут ли они увлечь потенциальных покупателей.
Идея проката возникла практически сразу после открытия магазина. На сайте много фотографий и подробных описаний игр, но покупатели не всегда уверены, что хотят приобрести тот или иной товар. Поэтому владельцы решили предоставить им возможность взять игру в аренду (бесплатно, под залог, на сутки и не больше двух в одни руки). Если игра клиентам не подошла, они всегда могут ее вернуть и взять в аренду что-то другое. Как правило, в результате люди находят игру по душе.
Сегодня в компании работает более 35 человек. У GagaGames уже сеть магазинов, есть собственный офис, чем-то напоминающий Страну чудес Кэролла: настольные игры занимают здесь больше места, чем папки с документами. Компания также организует специальные игровые зоны в парках, кафе, на различных фестивалях, где посетители могут протестировать игры.
Зачем покупать игрушки?
Идея создания собственного бизнеса возникла у основателей Toyrent.ru Ивана и Ольги Живаго несколько лет назад. Ольга тогда работала в банке, но "хотелось чего-то более теплого, живого, чем цифры и финансовые отчеты".
Работа над собственным проектом началась с поиска свободной ниши. Ольга и Иван долго изучали российский и зарубежный рынок в попытках найти концепцию, которая могла бы прижиться на российской почве. Идею подала подруга Ольги, которая живет в Новой Зеландии: она рассказала, что предпочитает не покупать игрушки своему ребенку, а брать их в аренду. Ольге эта мысль понравилась сразу. Стартовым капиталом стали отступные — бонус, который Ольга получила при увольнении из банка. На эти деньги купили сервер, заказали игрушки, многие из которых доставили непосредственно из США.
Основная идея проекта — на каждом этапе развития ребенка дать ему те игрушки, которые формируют у малыша определенные навыки. Аренда — это еще и способ освободить жизненно важное в небольших московских квартирах пространство. Дети редко долго играют даже с самой любимой игрушкой. Месяц, два — и вниманием ребенка целиком и полностью завладевает что-то новое. А наскучившие игрушки обычно просто некуда деть. Если же игрушка особенно полюбилась ребенку и он не готов с ней расстаться, ее всегда можно выкупить по специальной цене.
Ольга и Иван понимали, как важен в их бизнесе вопрос гигиены, поэтому разработали трехступенчатую систему очистки игрушек: сначала их подвергают паровой обработке, потом очищают с помощью "Делавита" — специального дезинфицирующего средства, полностью смывающегося водой и абсолютно безопасного для ребенка. После чего игрушки упаковывают в вакуумные пакеты, в которых их и доставляют заказчикам.
На сайте создали систему поиска сразу по нескольким критериям: по бренду, возрасту, функционалу. Продвижением проекта Ольга и Иван пока занимаются самостоятельно: у Ивана уже есть опыт работы с корпоративными страницами в соцсетях, поэтому он отвечает за работу с клиентами на Facebook, собирается продвигать проект в сети "ВКонтакте". В будущем Ольга и Иван хотят создать полноценный шоу-рум с игровой комнатой и студией, организовать самовывоз товаров. Здесь же планируется проводить разнообразные встречи и мастер-классы, устраивать конкурсы и даже показывать спектакли.
Главная сложность, с которой столкнулись Ольга и Иван, — неготовность россиян брать игрушки в аренду, многие воспринимают это как экономию на собственном ребенке. Но предприниматели надеются, что потребители привыкнут.
Активной маме
Интернет-магазин "Активная МаМа" Наталья Фатеева создала после рождения дочери. Молодой маме нужен был качественный и удобный слингорюкзак, но найти его в Санкт-Петербурге оказалось непросто. Наталья поняла, что она не единственная, кто столкнулся с этой проблемой. Но закупить партию рюкзаков и выставить их на сайте оказалось недостаточно: многим мамам, которые раньше подобным рюкзаком не пользовались, хочется до покупки понять, удобно ли будет со слингом. Так и родилась идея аренды.
Аренда рюкзака на неделю стоит 250 рублей, также нужно оставить залог, равный стоимости рюкзака. Если после недели аренды клиентка принимает решение о покупке, ей остается всего лишь доплатить 100 рублей к оставленному залогу. Наталья говорит, что 95% клиенток по истечении положенного срока предпочитают выкупать слинги. Но многим требуется некоторое время, чтобы понять, хотят ли они пользоваться рюкзаком каждый день. Потребность молодых мам в слингорюкзаках существенно увеличивается с наступлением лета: носить рюкзаки поверх теплой зимней одежды неудобно. Клиенты магазина часто берут рюкзаки в аренду, отправляясь в путешествие.
Помимо аренды слингорюкзаков, интернет-магазин теперь предлагает одежду для беременных и кормящих мам, специальные украшения, которые будут отвлекать находящегося в слинге ребенка от маминых цепочек и сережек. Постепенно обзавелись помещением, в котором организовали шоу-рум с игровой комнатой. Здесь находится примерочная и небольшое кафе, где мамы могут попить чай или кофе и просто пообщаться. "Мне хотелось, чтобы это был нестандартный магазин, и я решила создать в нем теплую, семейную атмосферу", — рассказывает Наталья.
Для привлечения клиентов Наталья создала интересную дисконтную систему, при которой единая накопительная карта дает владельцу скидки в магазинах-партнерах. Опять же в рамках партнерства проводятся различные акции. Например, при покупке на сумму от 3000 рублей дружественная магазину кофейная компания приезжала к клиентам на дом, проводила дегустацию кофе и при покупке кофе дарила кофе-машину.
Продвижением проекта Наталья занимается в социальной сети "ВКонтакте", которой пользуется основная целевая аудитория. У проекта всегда есть собственный стенд на специализированных выставках. В прошлом году на празднике "Планета детства" Наталья организовала показ одежды для беременных и кормящих мам: моделей набрала из числа своих клиенток. Проектом по-прежнему занимаются всего три человека: консультант по слингорюкзакам, курьер и сама Наталья.